СДВ- наказание или дар?
Каждый ребенок приходит в этот мир особенным. Мы не можем повлиять на то, каким именно он родится - мы можем только сотрудничать с природой, чтобы позволить этому ребенку развиться согласно его потенциалу и его внутренней тайне.
Особенно нелегка эта задача по отношению к детям, о которых пойдет речь, - эти дети во многом «другие» и имеют свои особые потребности. Эти дети часто создают трудности и испытания для родителей, учителей и всех, кто живет рядом с ними. К этим детям часто применяют эпитеты «неусидчивый», «расторможенный», «гиперактивный», «импульсивный» и т.д. Учителя часто жалуются на их поведение и некую «отрешенность» на уроках . Таких детей начинают ругать и критиковать и взвывать к совести, в надежде, что они послушают и исправятся. Большинству кажется, что все они делают специально, не предполагая, что в их поведении и непохожести на остальных «виновата» работа их головного мозга, а именно наличие Синдрома Дефицита Внимания (СДВ)
Основные особенности детей с синдромов дефицита внимания:
-хорошие интеллектуальные способности, но запаздывание психических функций (внимание), нарушение социальных норм;
-живут по принципу «хочу-не хочу» ,живет в сфере ближайших интересов (именно поэтому на уроках они как бы выключаются из общего образовательного процесса;
-стремление привлечь к себе внимания;
-иногда могут быть «шутами» в компании. Иногда «покупают» друзей , т.к. дружить они не умеют (бывают конфликтны и агрессивны в общении)
-низкая самооценка, т.к. часто слышат от окружающих о своем «несносном «поведении;
-низкая мотивация к обучению (им попросту скучно на уроках)
-чувство внутреннего дискомфорта. Они часто бросают начатое дело и уходят.
-подвержены девиантному поведению и злоупотреблению ПАВ.
Для уменьшения проявлений СДВ родители должны быть последовательны в своих действиях,эмоционально стабильны, с хорошим чувством юмора. И главное не переводить поведение ребенка в оценочную систему («Я тебя люблю не смотря ни на что»)
Если вы заподозрили у своего ребенка симптомы синдрома дефицита внимания (СДВ) нее стоит искать виноватых и упрекать кого либо. Главное, обратиться к специалисту (психиатр,психотерапевт). В случае подтверждения диагноза важно успокоиться и принять эту особенность у своего ребенка. А для комфортной жизни с диагнозом СДВ существует несколько рекомендаций..
- Самое главное –это просвещение. Просвещение учителей, класса и ближайшего окружения. Важно правильно донести эту информацию и до своего ребенка. Объяснить ему ,что такое СДВ. В этом помогут специальная литература ( Например книга Э. Хэлловэлла и Дж.Рэйти «Почему я отвлекаюсь»), а также консультации психологов .
- Правильная адаптивная среда (в школе и дома). Важна мотивация «Здесь и сейчас, отсроченная мотивация не работает с данными детьми. (Например «Закончишь триместр на 5 и мы купим тебе велик» не будет мотивировать, лучше «вот сейчас ты просидишь урок спокойно, значит у тебя будет дополнительные полчаса игры на планшете).
- Медикаментозное лечение. Лечение при синдроме дефицита внимания очень важно, но не является основополагающим. Основное медикаментозное лечение опирается на нейролептики и ноотропы.
Основные рекомендации родителям ребенка с синдромом дефицита внимания.
1.Поощрять деятельность требующую длительное внимания (рисование). Уменьшить просмотр телевизора, компьютера.
2.Последовательность в системе поощрений/наказаний. Не отступать от своих требований, не идти на поводу у ребенка.
3.Оценивать поступок, а не личность. Хвалить за то, что сделал хорошо ( Не «молодец», а «как хорошо ты сделал….»).
4.Проводить с ребенком тет-а-тет, не менее 15-20 минут в день. Обсуждая поведение ребенка (но не критиковать отрицательное поведение, а хвалить за правильное, социально приемлемое).
5.Контролировать выполнение домашнего задание. Делать вместе с ним ( но не за него).
6. Обязательное строгое соблюдение режима дня, составление плана на день. Распределение дел на основные/неосновные, важные/неважные (в этом могут помочь электронные приложения, такие как ImproveMyLife).
Часто такие дети не умеютконтролировать эмоции. Для них характерны частые вспышки агрессии. Чтобы минимизировать проявляется агрессии можно воспользоваться советами, а именно:
1. Дайте выговориться.
2. Начните диалог тихо, чтобы и ему пришлось снизить уровень громкости.
3. Подсуньте газету, но не читать, а разорвать, это даст выход эмоциям.
4. Переключите внимание.
5. Не жалейте, но похвалите, вспомнив какой-то позитивный момент.
6. Обнимите его и скажите, что любите.Это самые волшебные слова в мире.
7. Пока ребенок плачет или злится, не начинайте разбор полетов, это запустит новый виток истерики.
8. Сделайте чай с ромашкой или мятой.
9. Проветрите помещение, свежий воздух реально помогает.
10. Одно «не» в нашем списке: ничего не обещайте взамен на прекращение истерики, это чревато воспитанием шантажиста.
*-материал подготовлен по рекомендациям Э. Хэлловэлла и Дж.Рэйти «Почему я отвлекаюсь», О.И. Романчук «Синдром Дефицита Внимания и Гиперактивности у детей» изд. Генезис) |